Тоска по Сингапуру. Украине не светит «экономическое чудо»
Для экономического прыжка стране не хватает сильного кризисного менеджера и политического единства
При назначении Виталия #Ярема на должность генпрокурора президент #Порошенко в качестве рецепта успешной борьбы с коррупцией процитировал творца сингапурского чуда Ли Куан Ю: «Начните с того, что посадите трех своих друзей. Вы точно знаете, за что, они знают, за что, и народ вам поверит». Доверие действительно было ключом к успеху одного из «азиатских тигров». Доверие, воля и, как ни странно, партийная монополия. В Украине нет ни первого, ни второго, ни третьего. И еще много чего нет.
Оглянитесь вокруг. Мы и #Сингапур похожи между собой не более чем средний украинец и средний китаец. Спутать невозможно. Мы стартуем (если вообще стартуем) в абсолютно разных условиях. Ли Куан Ю начал с создания партии «Народное действие», которая после разгрома коммунистов фактически стала единственной политической силой в стране. Даже последние выборы 2011-го - года смерти архитектора сингапурской перестройки – принесли ей 81 из 99 мест в парламенте. Плохо? Недемократично? Возможно, но это сыграло решающую роль. Партия легла в краткий идеологический дрейф и, отказавшись от принципов антиколониализма и демократического социализма, которые прежде исповедовала, провозгласила курс на неолиберализм и рыночную экономику. Успех на данном поприще именно потому и стал возможным, что оппоненты были попросту задавлены.
Наоми Кляйн, канадская писательница, социолог и один из лидеров альтерглобализма, в своей нашумевшей книге «Доктрина шока» приводит мнение ученого из Калифорнийского университета Стивена Хэггарда. Тот в свое время вынужден был констатировать, что наиболее масштабные экономические реформы в развивающихся странах происходили вскоре после военных переворотов. Либо, как в случае с Сингапуром, в однопартийных государствах. Отсюда аналитик, между прочим, ярый приверженец неолиберализма, делает вывод: «Хорошие вещи - демократия и экономика, ориентированная на свободный рынок, не всегда совпадают».
В начале 80-х, комментирует эти заявления Кляйн, не было ни одного такого примера, чтобы страна с многопартийной демократией стремительно двигалась к свободному рынку. Но, по-видимому, подобным образом дела иногда обстоят и сейчас. И Украина, застрявшая где-то на полдороги между совдепией и действительным рынком, не является исключением. Переходный период требует кризисного менеджера. Кризисный менеджер может быть коллективным, но он не может являть собой образ двуликого Януса, а в нашем случае именно так и происходит. Разве что ликов у нас куда больше, в том числе в главном законодательном органе страны. Когда бывший сотник Майдана, а ныне народный депутат Владимир Парасюк говорит, что в Верховной Раде есть три силы: коалиция, оппозиция и враги Украины в лице «Оппозиционного блока», - можно оспаривать правомерность употребления хлесткой лексики, но не согласиться невозможно. И эта ситуация, в корне отличает наш парламент от сингапурского, где долгие годы, как экзотическая муха в янтаре, заседал всего-навсего один оппозиционный депутат. В этом была своя логика. Вместо политических карьер гражданам Сингапура была предложена возможность самовыражения в бизнесе.
По легкости ведения бизнеса Сингапур сегодня – страна №1. Блестящий результат стал государственным достоянием после того, как уровень коррупции сравнялся практически с нулем. Сингапур в мировом индексе восприятия коррупции находится на 7-м месте, между Швейцарией и Нидерландами, Украина – на 142-м. Между Угандой и Бангладеш. Патриотические возгласы «мы только стали на эту светлую дорогу!», конечно, приятны. Но успокоить, увы, не могут. Потому что стали мы, как мне кажется, не с той стороны.
Что в Сингапуре постарались предпринять перво-наперво? Удалили всякую двусмысленность в законах, издав ясные и простые правила. И речь идет не только о нормативных актах, регулирующих бизнес и пресекающих потенциальные ростки взяточничества, а вообще о законах. Что сделали мы – можно проследить на примере закона «Об очищении власти». Благие намерения – избавить страну от коррупционеров «януковичевского призыва» - привели к тому, что даже генпрокурор Украины считает данный закон противоречащим Конституции страны. А суды начали потихоньку восстанавливать в правах граждан, выброшенных из кресел взрывной люстрационной волной. Это саботаж судей? Возможно. Но где бы он был, этот саботаж, если бы закон о люстрации не таил в себе двоякого толкования? И где будет наше грядущее «экономическое чудо», если законы, призванные стимулировать его появление, начнут увязать в судах, как в сугробах?
Есть и еще одна причина, по которой нам не стоит надеяться на то, что однажды мы проснемся «сингапурцами». Это общие государственные расходы. В Украине они составляют 53% от ВВП, в Сингапуре – 15%. Кто-нибудь всерьез верит, что при таком дьявольском различии мы сможем в обозримом будущем изобразить акробатический прыжок в стиле «азиатского тигра»?
Ну и последнее, чтобы, как говорится, второй раз не вставать. Когда мы уже наконец увидим на скамье подсудимых друзей Яремы и Порошенко? Как это было, между прочим, с министрами из правительства Ли Куан Ю. Или мы и здесь прямая противоположность Сингапуру?
Юрий #Божич